Исторический фарфор ручной работы

«Казалось бы откуда эта тяга могла взяться?.. Но та страсть к прекрасному, чистой красоте была выше меня и всё время куда-то звала.»
В. Аксёнов.

+7 (495) 983–59–40
+7 (985) 460–47–97

0
товаров в вашей корзине
Итого:   0.00 руб детали
Ваша корзина пока пуста.
Надеемся, Вам все-таки что-то понравится!

Посетите магазин

Чашки, блюдца, самовары: культура чаепития в России XIX века

Как известно, в России издавна были очень прочны традиции обильных праздничных обедов, но всё же к середине XIX столетия истинно национальным даже не напитком, а видом угощения стал чай.

Этот дорогой напиток, обладающий тонким вкусом и запахом, появился в России в XVIII веке сначала в царских дворцах, а затем в гостиных аристократических домов.

Чай был роскошью аристократов. Для его употребления изготавливались изящные чашки или сервизы, которые стали атрибутом утончённого вкуса и изысканности  быта высших слоёв общества.

В первой половине XIX века фарфор в России был всё ещё  очень дорог. Полные чайно-кофейные сервизы, которые преимущественно выпускались в это время, были доступны только избранным. Поэтому отдельные чашки,  подаренные или купленные по случаю, очень широко бытовали в домах самых разных слоёв населения.

позолченная чашка александра 1

Позолченная чашка Александра I

Чашка, связанная с памятным событием или дорогим гостем, хранилась как ценная реликвия. Такова, например, чашка, из которой пил чай император Александр I в известном своими богатыми балами доме Кологривовых в Москве. Хозяева, в порыве благоговения, после этого события её полностью позолотили и заказали памятную надпись.

Среди самых дорогих изделий Императорского фарфорового завода XIX века большое место занимали чайно-кофейные сервизы на одну – «эгоисты» и две персоны –  «тет-а-теты».

Их отличает необычайно тщательная отделка каждой детали, тончайший рельефный и золоченый орнамент, а гладкая поверхность предметов, особенно большого подноса, становится идеальным местом для размещения великолепной живописи.

фарфоровый сервиз с натюрмортом на синем фоне

Фарфоровый сервиз с натюрмортом на синем фоне

Высочайшее мастерство исполнения цветочной росписи демонстрирует один из таких сервизов с золочёным орнаментом на синем фоне и изображением натюрмортов.

К середине XIX столетия чай стал любимым напитком во всех слоях русского общества.
Иностранные путешественники обращали внимание на высокое качество чая, который был доступен в России всем. Теофиль Готье в своём «Путешествии в Россию» пишет о чаепитии на волжском пароходе: « Всем пассажирам был подан вечерний чай, и из самоваров, разогретых до предела, беспрерывно лился кипяток в крепкую заварку. Для меня было очень любопытно то, как люди из самых низов, по внешнему виду походившие на наших нищих, с наслаждением пили этот тонкий ароматный напиток, который у нас ещё считается деликатесом и который белоснежные руки разливают в гостиных.

Манера пить чай такова: сначала его охлаждают в блюдце и пьют маленькими глотками, прикусив в зубах маленький кусочек сахара, в достаточной мере подслащающего напиток по русскому вкусу, схожему в этом с китайским».  Здесь следует заметить, что обычай  пить чай из блюдца, который в середине XIX  столетия в высшем русском обществе считали вульгарным, характерным для купцов, мещан и крестьян, докатился до России из Парижа, спустя почти столетие – в XVIII веке во Франции было модно пить чай из блюдца; севрские глубокие блюдца по объёму равнялись чашке.

Сервиз с позолотой

Сервиз с позолотой

Повсеместная любовь к чаю в России способствовала всё более возрастающему объёму производства чайной фарфоровой посуды. Она составляла основной ассортимент продукции фарфоровых заводов. Крупнейшие предприятия России – Гарднера (нынешние Вербилки), Попова,  Батенина выпускали высокосортные дорогие сервизы и подарочные чашки с изящными рисунками, аккуратной позолотой, доступные наиболее состоятельным слоям общества.

Пальма первенства здесь принадлежит заводу Попова, особую славу которого составила цветочная роспись, отличавшаяся звучностью и богатством оттенков, разнообразием мотивов и тонкой манерой исполнения.
Среди изделий завода  выделялись такие нарядные предметы, как сухарницы с высокой ручкой.

К самым знаменитым предметам, созданным на заводе Попова, принадлежат большие блюда, на которых по русскому обычаю подносили хлеб и соль, встречая дорогих гостей.

Фарфоровый самовар начала XIX века

Фарфоровый самовар начала XIX века

Чай постепенно вытеснил сбитень и с народных гуляний, где последний очень долго оставался самым распространённым напитком. Уже в середине XIX века московский бытописатель Михаил Загоскин отмечает, что на популярном гулянье 1 мая в Сокольниках, куда съезжалась вся Москва, главной забавой и главным угощением был чай.  … наш русский кипучий самовар дымился на каждом шагу».
Для изготовления самоваров использовали обычно медь и различные сплавы, а также серебро. Известны также фарфоровые и опаковые самовары.

Среди изделий Императорского фарфорового завода были фарфоровые самовары с яркой и нарядной цветочной росписью, придающие особую изысканность и роскошь ритуалу чаепития.

При этом они не были лишь декоративным украшением стола, а имели вполне функциональное назначение.
Металлическая труба-жаровня для углей внутри самовара давала возможность, если не кипятить воду, то, по крайней мере, поддерживать её в горячем состоянии длительное время.