Исторический фарфор ручной работы

«Казалось бы откуда эта тяга могла взяться?.. Но та страсть к прекрасному, чистой красоте была выше меня и всё время куда-то звала.»
В. Аксёнов.

+7 (916) 394-40-09

0
товаров в вашей корзине
Итого:   0.00 детали
Ваша корзина пока пуста.
Надеемся, Вам все-таки что-то понравится!

Посетите магазин

Фемели стайл (family style), или фарфор как стиль жизни


Многие из нас соприкасаются с фарфором каждый день, будь то утренняя чашка кофе или суповая тарелка в обед, ваза, в которую мы ставим букет цветов, или приятная фигурка в шкафу.

«Позвякивание фарфора» на кухне передаёт особое настроение, часто связанное с воспоминаниями детства или важными событиями в жизни человека. «Колокольный звон» застолья, сервированного фарфором, неповторим и невозможен при использовании другой посуды.

Семейное чаепитие, 1910-е гг.

Семейное чаепитие, 1910-е гг.

Фарфор стал доступен средним слоям общества только в последние семьдесят лет и мы уже не осознаём того, что двести лет назад фарфор ввиду его высокой стоимости называли «белым золотом». Императоры, короли, князья и цари дарили богатые сервизы, чтобы произвести впечатление или продемонстрировать поощрение, жест уважения или признательности. Лучшие художники оформляли фарфоровые предметы, вызывавшие удивление во время придворных застолий. Вплоть до первых десятилетий XX века фарфор оставался не только дорогим материалом, но и средством выражения своего времени и идеологий.

Фарфор считается легкобьющимся и хрупким. Значительные коллекции фарфора, которые могли собираться столетиями, весьма редки и обладание каким либо старинным фарфоровым предметом с клеймом известной мануфактуры, желанная цель многих. Старинные предметы слишком дороги, чтобы ими пользоваться, их держат закрытыми в шкафу.  Однако для пользования и сервировки стола обеденные сервизы, чашки и блюдца для кофе и чая на протяжении трёх последних столетий продолжают покупать.

Фарфор в жизни России XIX века

Традиции сервировки окончательно сложились в России к началу XX столетия, однако не во всех слоях общества одинаково.

фарфор на семейном обеде

Фарфор на семейном обеде

Потомки «старинных» купцов, основателей фамильного дела, принадлежавшие к четвёртому поколению предпринимателей и ставшие миллионерами, в своих привычках и образе жизни порой не отличались от аристократов. Они получали хорошее образование, одевались в Англии, заказывали фамильные сервизы на европейских заводах.

Устраиваемые ими обеды отличались особым шиком. Званые обеды Алексея Морозова, одного из крупнейших предпринимателей-«миллионщиков» и знаменитого московского коллекционера русского фарфора, всегда были «самыми лучшими», украшались цветами в соответствии с модой, а коронным блюдом была стерлядь с шампанским.

Однако не все могли позволить себе подобную расточительность. Всё зависело от привычек, образа жизни и доходов семьи. В обычном обиходе дворянских семей и семей интеллигенции к концу XIX века скромность сочеталась с привычками к хорошей кухне на основе французской и сытными блюдами по правилам русского застолья. Фарфор, занимая на их столах своё неоспоримо почётное место, всё более становился привычным в их убранстве. По достоинству можно было оценить качество изделий и вкус хозяев в выборе форм и декора сервиза. Сверканье хрустальных рюмок и бокалов, ряд которых выстраивался у каждого прибора, создавало на столе праздничное настроение. Главным же украшением банкетных столов 2-ой половины столетия были живые цветы и фрукты в фарфоровых вазах.

На балу в Шуваловском дворце

На балу в Шуваловском дворце

В общественной жизни всё большее место занимали различные публичные обеды – корпоративные, юбилейные, литературные. Такие как, открытие памятника Александру Пушкину в 1880 году и 100-летие Бородинской битвы. В этих многочисленных обедах, некоторые из которых оставили по себе громкую славу, почти нет никаких упоминаний о сервизах и посуде, разве что попадаются стандартные фразы об изысканной или наилучшей сервировке.

Рестораны и трактиры заказывали посуду на зарубежных и русских предприятиях с очень сдержанным, скромным декором, состоящим из нескольких цветных и часто без золота полосок и названия ресторана или фамилии владельца. Комплекты только одних тарелок из фарфора высокого качества с более изящным рисунком в виде эмблемы или монограммы  и деликатной позолотой, выставленные на столе, смотрелись очень нарядно и стильно.

Фарфор в переломный период становления советского общества

В послереволюционное время, несмотря на «прорывные» эксперименты в пластике художников-авангардистов и краткий период расцвета русского художественного фарфора во время НЭПа, основной массе людей, в общем-то, было не до фарфора. Экспроприированные дворцовые сервизы и украшения интерьера перекочевали в музейные шкафы под замок, многое было разбито и расхищено, и лишь семьи советской элиты и сохранившейся интеллигенции могли позволить себе фарфор в обиходе. Оставшиеся в России семьи дворян старались скрывать своё происхождение, но бережно хранили остатки фамильного фарфора, который им удалось сберечь от расхищения и конфискации.

Тарелка «Доброволец», М.Адамович, 1923г.

Тарелка «Доброволец», М.Адамович, 1923г.

Фарфор стал материалом для советской агитации, значение посуды массового производства ограничивалось только её утилитарной функцией. Главной задачей было сделать фарфор доступным для всех, и ничего, если на белой тарелке красовалась одна надпись — «Общепит». «Красивая» посуда царских времён и украшения для дома были объявлены «мещанством» и «купечеством».

Несмотря на это, прекрасные фарфоровые изделия, созданные по эскизам талантливых художников, полные жар-птиц, томных красавиц в золочёных одеждах и прозрачных цветов, продолжали выпускаться на государственных фарфоровых заводах. К сожалению, они выпускались небольшими тиражами, и вследствие бедности населения не находили практически никакого спроса внутри страны. Большая часть их шла на экспорт или приобреталась за высокие цены коллекционерами и музеями.

Фарфоровая тарелка с гербом РСФСР

Фарфоровая тарелка с гербом РСФСР

Многое говорится об уникальном агитационном высокохудожественном фарфоре молодого советского государства, получавшем блистательные награды на всемирных выставках за рубежом. Тогда декларировалось, что он создаётся для широких слоёв населения, прежде всего для рабочих и крестьян, и адресован новому человеку, созидателю нового общества. Но на практике дело обстояло по-иному. Росписи выполняли вручную с использованием позолоты и цировки (гравировка по золоту). Высокохудожественные тарелки, блюда, чашки выпускались небольшими тиражами и продавались за рубеж, принося валюту, необходимую молодой республике. Они были очень дороги, и единственной возможностью донести это искусство до народа были выставки и передача агитфарфора в музейные собрания. Две постоянные экспозиции фарфора выставлялись в витринах магазинов на Невском проспекте в Петрограде и Кузнецком мосту в Москве. Елена Данько, скульптор ЛФЗ, писала: «Кто помнит Петроград тех лет – выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безлюдные дома, а в окнах иглистые звёздочки, следы недавних пуль, тот помнит фарфоровую витрину на проспекте 25-го Октября. Там, на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие красногвардейцы, матросы, партизаны. На большом блюде была надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Прохожие останавливались перед витриной и подолгу смотрели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего…».

Ренессанс фарфоровой пластики в России — 30е годы XX века

В столовой красных командиров, 1930-е гг.

В столовой красных командиров, 1930-е гг.

В 30-е годы мелкая пластика (скульптура) из фарфора переживала свой «ренессанс». Причиной этому была огромная востребованность у покупателей, особенно больших городов. Люди жили очень скромно, как правило, занимая семьёй одну комнату в огромной коммунальной квартире с общей кухней. Обыватель, уставший от лишений, потерь, голода и неустроенности, ностальгически тянулся к забытому за революционными бурями: домашнему уюту, теплу, красоте и искусству. Многие заводы выпускали недорогую фарфоровую посуду, скульптуру, которую мог себе позволить купить почти каждый. Это были маленькие знаки из того, дореволюционного старого прошлого, с которым у них было связано много воспоминаний и ассоциаций. Для большинства они создавали иллюзию «достатка», «богатства». Но, главное, что эти «безделушки» и сервизы, которые пользовались в это время огромной популярностью, сопровождали человека по жизни, делая её более светлой, радостной и красивой. У каждого в комнате на полочках, буфете или этажерке, покрытых кружевными салфетками, красовались плясуньи, гармонисты, гадалки, русские красавицы, трогательные фигурки детей, забавные зверюшки.

Скульптура «Светлана», Н.Данько, 1923г.

Скульптура «Светлана», Н.Данько, 1923г.

Чайная посуда этого времени отличалась простотой форм, но доминировала роспись, которая обладала очень высокими художественными достоинствами. Народные орнаменты, сказки, фольклор – народная тема всегда присутствовала в русском фарфоре, несмотря ни на какие социальные катаклизмы. Нежная красота материала, яркие и полупрозрачные надглазурные краски, благородная позолота давали возможность художникам творить дивную сказку на фарфоре.

Фарфор в послевоенное время и в эпоху «развитого социализма»

Бывший летчик Советской Армии со своим немецким столовым сервизом, купленным в г. Стендаль, Германия

Бывший летчик Советской Армии со своим немецким столовым сервизом, купленным в г. Стендаль, Германия

После победы в Великой Отечественной войне, как только люди стали приходить в себя от голода и разрухи, они стали думать о будущей жизни, и в ней им хотелось тепла и красоты. Поэтому уже в начале 50-х годов советские кадровые офицеры во время начавшегося вывода группы советских войск из Германии покупали и везли с собой на родину расписанные розами немецкие столовые сервизы на 12 персон.
Послевоенный немецкий фарфоровый сервиз

Послевоенный немецкий фарфоровый сервиз

Во время «развитого социализма», в конце 70-х, немецкие сервизы также оставались желанным товаром. Несмотря на «дефицит», чешский фарфор и хрусталь можно было найти почти в каждой московской квартире. Представлениям многих о красоте и достатке в доме особенно соответствовали красочные «барочные» немецкие сервизы в декоре «Перламутровая Мадонна» со сценами из античной жизни.

Более доступными и непритязательными были родные изделия Дулёвского и Дмитровского (ныне «Объединение Вербилки») фарфоровых заводов. Чашки этих предприятий по-простому фигурировали на малогабаритных кухнях, а вот полные сервизы красовались в буфетах и доставались из них только к приходу гостей. Гостеприимство хозяев не имело границ, — и сервизы выставлялись на стол, даже, если компания была довольно шумной, и имелась опасность что-нибудь разбить.

Чудесные и недорогие фигурки Ленинградского фарфорового завода знакомы и любимы нами с детства, а чашечки с кобальтовой сеточкой с золотом всегда были спасительным решением для подарка.

Фарфор при новом капитализме

Во второй половине 90-х и начале 2000-х функциональность опять взяла верх над красотой, и на дачах не было зазорным принимать гостей даже на одноразовой пластиковой посуде.

В наши дни появившийся средний класс снова может позволить себе использовать дорогой фарфор для обихода, а высококачественная фарфоровая посуда белых или сдержанных декоров всё чаще появляется в уважающих себя ресторанах и кафе.

Специализированные магазины предлагают отечественный фарфор высокого качества с использованием ручной росписи по вполне приемлемым ценам, и семьи, стремящиеся сохранить тепло и уют в доме, постепенно докупают утраченную посуду за время экономических кризисов, или покупают ностальгические милые, «душевные» фигурки советских времён.

Интернет-магазины пестрят предложениями недорогих, когда-то вожделенных чешских и немецких сервизов, при изготовлении которых применяются принт и переводные деколи.

Изысканными дорогими подарками или украшениями интерьера всё большим количеством людей признаются не антикварные изделия, а реплики современной ручной работы, изготовленные по старинным формам, сохранённым на легендарных фарфоровых производствах в Европе и России.

Кроме собственных материалов портала в тексте использовались материалы книги «Царские столы и фарфор революционеров», изд-во Шнель унд Штайнер, Регенсбург, 2008 г.

Вернуться к началу страницы →