Исторический фарфор ручной работы

«Казалось бы откуда эта тяга могла взяться?.. Но та страсть к прекрасному, чистой красоте была выше меня и всё время куда-то звала.»
В. Аксёнов.

+7 (495) 983–59–40
+7 (985) 460–47–97

0
товаров в вашей корзине
Итого:   0.00 руб детали
Ваша корзина пока пуста.
Надеемся, Вам все-таки что-то понравится!

Посетите магазин

Какую марку фарфора выбрать?

  1. Сегодня фарфор воспринимается в основном как предмет повседневного обихода. Какой-нибудь хозяйственный супермаркет предлагает китайские фарфоровые сервизы за низкую цену. Если раньше Китай был синонимом высококачественного фарфора, то сейчас он считается символом «дешёвой продукции».
  2. В магазинах выложен фарфор на любой кошелёк от дешёвых китайских фабрик до дорогих европейских мануфактур. Фарфор перестал являться предметом недоступной роскоши для избранных.
  3. Да, фарфор есть. Но, какой выбрать?
  4. Чтобы определиться с выбором, нужно, хотя бы в основных чертах, изучить географию и историю фарфорового производства.

Для общего представления о современных производственных  марках элитного европейского фарфора, поставляющих  на рынок фарфоровые изделия,- посуду и предметы интерьера класса люкс и премиум класса,  можно придерживаться следующей, довольно общей классификации (чтобы окончательно принять решение, покупать вам понравившееся изделие или нет, можно всегда навести справки в интернете о фирме-производителе и посмотреть, под какую категорию этот фарфор попадает, и, соответственно, определить его ценность):

  1. ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАРФОРОВЫЕ МАНУФАКТУРЫ.
  2. В прошлом придворные королевские мануфактуры, выполнявшие заказы монархов и знати. По настоящее время сохраняют традиции ручного труда, — изделия расписываются вручную без использования печати и деколей. При изготовлении продукции используются старинные формы. Практически все без исключения изделия уникальны, имеют высокую художественную и коллекционную ценность. Эти мануфактуры имеют огромное наследие художественного фарфора, широкий ассортимент продукции высочайшего качества.
  3. Сервиз-деженю «Синий сад». Реплика, лимитированная серия 75 шт. Мейсен, 2011г.

    Сервиз-деженю «Синий сад». Реплика, лимитированная серия 75 шт. Мейсен, 2011г.

  1. Мейсен  (Meissen), Германия, с 1710 г.
  2. Севр  (Sevres), Франция, с 1756 г.
  3. КПМ Берлин (KPM Berlin), Германия, с 1763 г.
  4. Роял Копенгаген (Royal Copenhagen или KPM Copenhagen), Дания, с 1775 г.

 

  1. ЛЕГЕНДАРНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАРФОРОВЫЕ МАНУФАКТУРЫ.
  2. Старинные мануфактуры с большой историей. В наследии имеются работы исторического и художественного значения. Здесь воплощались в фарфоре работы известных художников разных эпох. Допускается применение деколей и литографии. Высокую ценность имеют отдельные предметы и сервизы по историческим формам и дизайну. Коллекционную ценность имеют изделия ручной авторской работы.
  3. Чайный сервиз HEREND. Современная реплика старинного оригинала

    Чайный сервиз HEREND. Современная реплика старинного оригинала

  4. Аугартен (Augarten), Австрия, с 1718 г.
  5. ИФЗ (Императорский фарфоровый завод), Россия, с 1744 г.
  6. Хёхст (Hoechst), Германия, с 1746 г.
  7. Веджвуд (Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons), Англия, с 1765 г.
    Херенд, Венгрия, с 1826 г.

 

  •  ИЗВЕСТНЫЕ ФАРФОРОВЫЕ МАНУФАКТУРЫ И ЗАВОДЫ.
  1. Фарфоровые производства 19-го века и нового времени, продолжающие традиции великих и легендарных мануфактур Европы. В коллекциях имеются, как эксклюзивные высокохудожественные предметы, так и функциональные изделия более утилитарного значения. Некоторые производства, такие, как завод Гарднера в Вербилках, имеют линии массового производства дешёвого фарфора. Фарфоровый дом Lladro также выпускает линию более дешёвого фарфора, известного под названием Nao. Компании на протяжении своей истории продолжают сотрудничать с известными дизайнерами и художниками. Для того, чтобы удержаться на рынке, некоторые компании сотрудничают с известными фэшн- марками и создают броские модные изделия по мотивам принтов модных домов. Однако, на предприятиях сохраняется большая часть ручного труда, отдельные изделия Высокого фарфора лимитированных серий выполняются и расписываются полностью вручную. Высокую ценность имеют изделия только ручной работы.
  2. Завод Гарднера в Вербилках, Россия, с 1856 г.
  3. Розенталь (Rosenthal), Германия, с 1922 г.
  • Льядро (Lladro), Испания, с середины 20-го века

 

 

  • ФАБРИКИ ФАРФОРА.

Производство механизировано.  Продукция хозяйственного значения для массового потребления. Специализируются, как правило, только на посуде: некоторые только на посуде для ресторанов, отелей и кафе, некоторые, такие, как «Villeroy & Boch», кроме посуды, на фаянсовой сантехнике и керамической плитке. Могут объединять в Европе сразу несколько керамических и гончарных производств, а также производство стекла или хрусталя. Качество изделий высокое, однако ниже, чем на мануфактурах — после нескольких лет использования возможно появление черных точек на посуде. Нельзя говорить о какой-либо художественной ценности продукции.

  1. Дадсон (Dudson), Англия
  2. Вилерой и Бох (Villeroy & Boch), Германия
    Дибберн (Dibbern), Германия

 

  1. ДИЗАЙНЕРСКИЙ ФАРФОР ФЭШН-МАРОК И ДОМОВ ВЫСОКОЙ МОДЫ.
  2. Интересен авторским художественным дизайном. Производится по заказу фешн-марки или автора-дизайнера на фарфоровых фабриках, мануфактурах, мелких фамильных мастерских как в Европе, так и в Китае и т.д. Авторский рисунок, чаще всего разнообразный, яркий и интересный, наносится на фарфор методом принта (печати). Таким образом, модельеры переносят мотивы своих принтов по ткани на фарфор.  Стоимость изделий зависит от качества фарфора, производимого предприятием, на котором заказывается фарфор, от наносимых декоративных материалов — наличия золота, драгоценных камней, а также от уровня и престижности самой фэшн-марки.
  3. Стиль жизни от VALENTIN YUDASHKIN

    Стиль жизни от VALENTIN YUDASHKIN

  4. Гермес (Hermes), Франция
  5. Валентин Юдашкин — La Maison, Россия

Версаче-Розенталь (Gianni Versace-Rosenthal)

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее о производителях фарфора в историческом аспекте:

                                                              КОРОЛЕВСКАЯ ФАРФОРОВАЯ МАНУФАКТУРА В БЕРЛИНЕ «KPM Berlin»

                                                                                                         с 1763 года

                                                                                                   сделано вручную

Немецкое название: Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin, сокращенное название бренда “KPM Berlin” [ка пе эм берлин].

Год основания марки: 1763 г. (первое производство фарфора на предприятии-предшественнике – 1751 г.).

Клеймо: с 1763 года синий скипетр (в разные годы логотип претерпевал незначительные видоизменения).

                                                                                            Исторические сведения

1751 — 1757 гг.  Прусский король Фридрих II (1712-1786) всячески поощрял создание новых частных предприятий в Пруссии. В 1751 году фабрикант шерстяных изделий, Вильгельм Каспар Вегели, получил привилегию на основание берлинской фарфоровой мануфактуры, „Manufacture de porcelaine de Berlin“. Для этой цели Фридрих II предоставил в его распоряжение здание Комендантского дома у Королевских ворот, неподалеку  от площади Александерплатц, а также дал разрешение на безпошлинный ввоз сырья. Начавшаяся в 1756 году Семилетняя война и проблемы с техническим оборудованием, вынудили Вегели закрыть производство в 1757 году.

Сегодня фарфоровые изделия, изготовленные при Вегели и маркированные литерой „W“, представляют особую коллекционную ценность.

Чашка с монограммой Wegely. Современная реплика. KPM Berlin

Чашка с монограммой Wegely. Современная реплика. KPM Berlin

 

1761 – 1763 гг.  В 1761 году промышленник Иоганн Эрнст Гоцковски приобрел сохранившиеся оборудование, а также секрет  изготовления фарфора. Он пригласил на работу профессиональных керамистов и художников, после чего получил разрешение Фридриха II основать фарфоровую фабрику „Аechte porcelaine fabrique zu Berlin“. Новым адресом мануфактуры стала улица Лейпцигер Штрассе, дом 4. Фарфоровые изделия, изготовляемые при Гоцковском и маркированные литерой „G“, отличались высоким уровнем художественного и технического исполнения. Однако, несмотря на высокое качество продукции, экономические трудности заставили Гоцковского закрыть производство фарфора в 1763 году.

1763- 1793 гг.  Тогда же прусский король Фридрих II решил выкупить мануфактуру за 225.000 имперских талеров. Договор о купле-продаже был подписан 19-го сентября 1763 года. По приказанию короля новой маркой фарфоровых изделий мануфактуры стал синий скипетр – деталь герба курфюршества Бранденбург. Фабрика „Aechte Pocelaine Fabrique“ была переименована в „Королевскую фарфоровую мануфактуру“. Число столовых сервизов, заказанных королем в течении всей его жизни составляет в общем счете 21, причем некоторые из них насчитывают до 450-ти предметов. Мануфактура прославилась столовыми сервизами эпохи прусского рококо, украшенными декорами  «Рельефный убор», «Античный убор»  или  «Новый убор».

Натуралистическая цветочная роспись сочеталась с золотым и цветным декором.

По цвету и по стилю фарфоровые изделия соответствовали оформлению интерьеров замков, для которых они заказывались.

Среди щедрых подарков короля – десертный сервиз с многофигурным настольным украшением,  поднесенный в 1772 году императрице Екатерине II в честь заключенного в 1763 году Губертусбургского мира.

 

1793 – 1871 гг.  При Фридрихе Вильгельме II мануфактура стала ведущей в использовании новейших технологий. В 1793 году в Королевской фарфоровой мануфактуре была введена в действие первая в Пруссии паровая машина. В 1795 году началось производство, так называемой, «здоровой посуды», при изготовлении которой не употреблялось красок и глазурей, содержащих свинец. Это направление производства оказалась настолько успешным, что с 1818 года «здоровая посуда» стала производиться в отдельном здании в районе  Тиргартен.

В области художественного оформления произошел переход от рококо к классицизму. В 1790 году был создан сервиз „Курланд“, который до сегодняшнего дня пользуется большим спросом, а также одна из наиболее изысканных и сложных фарфоровых композиций, скульптурная группа „Принцессы“ Иоганна Готфрида Шадова.

Невзирая на непростые экономические условия в начале XIX века, выдающиеся мастера создавали фарфоровые изделия неизменно превосходного качества.

Иоганн Готфрид Шадов, Христиан Даниэль Раух, Карл Фридрих Шинкель, Ганс Христиан Генелли и Леонард Пош расписывали продукцию мануфактуры.

В 1806-07 годах был создан чайный сервиз для императрицы Жозефины Бонапарт, украшенный цветочной росписью в стиле Пьера-Жозефа Редутэ. После окончания освободительных войн в 1815 году победоносным полководцам были преподнесены щедро украшенные сервизы. Сервиз для герцога Веллингтонского является одним из наиболее знаменитых изделий. Сегодня этот сервиз выставлен в Лондоне.

1871- 1918 гг.  В 1871 год мануфактура была полностью переведена в Тиргартен и оснащена камерной печью новейшего оборудования, которая была в применении до 1963 года.

В 1887 году была основана химико-техническая исследовательская лаборатория под руководством Германа Зегера. Кроме специальных конусов для определения уровня жароустойчивости,  Герман Зегер изготовлял различные виды глазури и мягкий фарфор. Именно он стал основоположником стиля модерн на KPM Berlin.

Выдающимися произведениями эпохи модерн являются сервиз „Ceres“ Шмутца Баудисса и многофигурное настольное украшение, изображающее свадебную процессию, – работа А. Амберга.

1918 – 1943 гг.  После основания Веймарской республики, Королевская Мануфактура Фарфора была переименована в Государственную Мануфактуру Фарфора, однако марка „КРМ“ сохранилась.

В начале XX века такие художники-современники как Герхард Маркс, Маргарита Фридлендер, работающие в стиле баухаус, и Людвиг Гиз расписывали фарфоровые изделия КРМ Berlin. Под влиянием Германского союза художественных ремёсел и промышленности (Веркбунд) и художественного направления баухаус была создана такая современная классика, как обеденный сервиз „Урбино“ — работа Труды Петри.

1943 – 1956 гг.   Перелом произошел во время Второй мировой войны. В 1943 году мануфактура пострадала от бомбардировок, в результате чего производство временно перенесли во франконский город Зельб, а с 1956 года мануфактура была вновь открыта на прежнем месте, в берлинском районе Тиргартен.

1956 – 2004 гг.   В 1988 году мануфактура отмечала 225-летие со дня своего основания, в честь чего была вновь переименована в  Королевскую Фарфоровую Мануфактуру.

С 1998 по 2003 год здание КРМ было отреставрировано как памятник культурного достояния и оснащено новейшим оборудованием.

Отреставрированное здание KPM Berlin в берлинском Тиргартене

Отреставрированное здание KPM Berlin в берлинском Тиргартене

 

2004 — по настоящее время.  В декабре 2004 года Берлинская фарфоровая мануфактура была приватизирована. С февраля 2006 года владельцем и руководителем этого исторического предприятия является господин Йорг Вольтман. Это было счастливое событие для мануфактуры, иначе она была бы вынуждена объявить о банкротстве.

Йорг Вольтманн – классический успешный предприниматель, который аккуратно ведёт дела, шаг за шагом нащупывая золотую жилу. Постепенно он привёл коллектив предприятия, насчитывающий 170 сотрудников, к прибыльности. Сделать это он считал своей обязанностью и делом чести. Для этого он уже инвестировал 20 миллионов евро своих средств. Благодаря этому мануфактура и по сей день продолжает производить фарфоровые сервизы, которые были когда-то разработаны самыми известными дизайнерами своего времени, такими, как: Фридрих Шинкель, Готтфрид Шадов, Георг Кольбе, Герхард Маркс, Энцо Мари и др.

Владелец  KPM Berlin И. Вольтман и немецкий дизайнер Бернадот Пенкоф представляют совместную коллекцию "Фарфор и мода" на Mercedes-Benz Fashion Week Berlin, 2008 г.

Владелец KPM Berlin И. Вольтман и немецкий дизайнер Бернадот Пенкоф представляют совместную коллекцию «Фарфор и мода» на Mercedes-Benz Fashion Week Berlin, 2008 г.

 

 

                                                                 Маркировка фарфора KPM Königliche Porzellan — Manufaktur Berlin

Скипетр

Прусский король Фридрих II предоставил KPM Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin в 1763 г. скипетр из курбранденбургского герба для введения его в качестве официального штемпеля для маркировки фарфора.

С этого времени скипетр является маркетинговым знаком для безупречного фарфора от KPM Berlin.

Маркировка фарфора на KPM Berlin производится после первого обжига, до глазирования. После произведения контроля качества только абсолютно безукоризненный фарфор штампуют скипетром кобальтово-голубой подглазурной краской. Только после этого фарфор глазируют и обжигают второй раз. Скипетр остаётся под глазурью чётко различимым, контуры слегка расплываются по краям, что является типичным для кобальтовой подглазурной краски. Маркетинговый знак, таким образом, застрахован от подделок и не стирается во время использования.

На бисквитном фарфоре (неглазированном) скипетр ставится вслепую, то есть на свежую, ещё необожжённую фарфоровую массу.

а протяжении времени менялся также и облик скипетра. С начала 2007 года скипетр вновь предстаёт в своей традиционной форме вместе с буквами КРМ.

 

Держава („яблоко“ – шар с крестом) – маркировка декорированного фарфора

Расписанный фарфор получает с 1803 года дополнительную подглазурную маркировку. Надо отметить, что маркировка росписи, также как и скипетр, менялась на протяжении времени.

В настоящее время это штемпель в форме державы, которая также является  обозначением власти и ставится рядом со скипетром. В зависимости от вида декорации, держава ставится в различных цветах.

Держава красного цвета ставится на декорах с росписью цветами и многоцветно расписанными фигурами.

Держава зелёного цвета ставится на всех декорированных изделиях золотом, платиной, монограммами и гербами.

Держава голубого цвета ставится на декорах, которые производятся при помощи огнеустойчивых красок (HTS). Эти краски обжигают при очень высокой температуре и затем окунают в глазурь. После обжига краска сливается с прослойкой глазури, она не чувствуется на ощупь как надглазурная краска и пригодна для мытья в посудомоечной машине.

Держава чёрного цвета указывает на печатный декор. По определённому эскизу производится литография, как образец для керамического ситового тиснения. Мотив может быть произведён в желаемом количестве и, при желании, HTS-красками.

 

Подпись художника

Рядом с державой — маркировкой декорированного фарфора, находится обычно также короткая ручная пометка (на тарелках — на кольце-подставке). Каждый художник фарфора имеет свою индивидуальную подпись-пометку, которой он помечает расписанные им изделия. Каждое, вручную расписанное изделие из фарфора, является уникальным и отличается «почерком» отдельного художника.

Цифры, следующие за пометкой художника, обозначают различные декоры. Например, сервиз Rocaille предлагается в 16 различных декорациях.

Особые декорации и оформления, отличающиеся от предлагаемого ассортимента, в основном, обозначаются номером 99.

 

Исключения

-          Ручки для столовых приборов и плакеты-украшения с неглазированной обратной стороной маркируются голубым скипетром надглазурной краской.

-          На Мари-вазы, маленькие фигуры животных (утка, белка, голубь и др.), а также отчасти Вuddy-медведей не ставится пометка художника.

-          На ложках, по эстетическим причинам, не ставится ни скипетр, ни знак художника.

-          Монограммы из цветов помечаются красной державой.