Воплощая Путина и девяностые в фарфоре
Разочарованная в политике тележурналистка пытается возродить советское искусство керамики
Автор: Кевин О’Флинн
The Moscow News, № 05 /12-18 февраля 2013 года
Перевод: Дмитрий Артюхов для farforovoekafe.ru
Владимир Путин сидит в фарфоровой подводной лодке. Его можно вытащить и посадить в Ладу Калину, фарфоровый истребитель или в одну из других его любимых «игрушек», рассказывает Ольга Хейфитс, директор компании «Рупор». На «Рупоре» делают фарфоровые изделия для нового времени, черпая вдохновение в керамике времен советской пропаганды 1920х-1930х годов.
«Кто работает тот и ест», — гласит надпись по периметру фарфоровой тарелки. Дизайн тарелки повторяет известный оригинал двадцатых годов, на котором в центре композиции была нарисована трудовая карточка советского рабочего. Но вместо трудовой карточки Ольга Хейфитс поместила в центр блюда копию скандального ресторанного счета Романа Абрамовича. В 2009 году российский олигарх и пять его гостей пообедали в нью-йоркском кафе на $47 221,09. Из документа можно узнать точные подробности трапезы: так, в $10 000 обошлись две бутылки вина Шато Петрюс и во столько же – пара бутылок шампанского Сristal.
«Посмотрите, как изменилась Россия за девяносто лет. Вот двадцатые, а вот — двухтысячные», — говорит Хейфитс, показывая экспозицию статуэток фирмы на «Красном Октябре». «Рупор», сокращенное от «Русский Порцелан», был создан три года назад и
обосновался на территории кондитерской фабрики. Здесь расположились дизайн-студия и печи для обжига фарфора, принадлежащие фирме.
Сатира, заложенная в статуэтках, связана с опытом работы Ольги Хейфитс как журналистки на НТВ, когда-то независимой телекомпании. «Я вела утренние новости, мне это очень нравилось… Пока не пришел [к власти] наш Президент Путин, и новости перестали быть настоящими новостями», — говорит Хейфитс. Покинув СМИ и начав изучать искусство, Ольга наткнулась на советский фарфор 1920х годов.
Самые запоминающиеся из статуэток компании «Рупор» — образы из 1990х. «Челночница» тащит тележку с набитыми до отказа клеенчатыми сумками, печальная пожилая «Торговка сигаретами» разложила свой товар на тротуаре, а «распальцованный» «Новый русский» в малиновом пиджаке говорит с кем-то по огромному мобильному телефону того времени. За его спиной навис амбал-телохранитель. «Моей целью было не посмеяться над этими типажами, а показать наше развитие, нашу историю», — утверждает Ольга. Две других статуэтки вписываются в серию: это «Путана» и «Гопник».
Хейфитс пытается быть ироничной, делая такие статуэтки, как игрушечный Путин и его фарфоровые «бибики». Но очень вероятно, что люди, которым предназначены уколы Хейфитс, являются ее же клиентами: фарфор «Рупора» стоит недешево. «Мы выпустили четыре экземпляра тарелки со счетом Абрамовича, каждая по $2000, — рассказывает Хейфитс, — Три из них уже купили, и один из покупателей обещал доставить тарелку прямо в руки олигарху».
Еще одна работа Хейфитс, фарфоровая тарелка, называется «Sic Transit Gloria Mundi» (“Так проходит мирская слава” – лат.). Тарелка расписана маленькими портретами персонажей политики и бизнеса современной России: Алишер Усманов, Михаил Прохоров и другие. Один портрет больше других – портрет Юрия Гагарина. Смысл послания понятен: слава политиков и олигархов померкнет гораздо быстрее, чем слава первого космонавта.
Покидая свой пост в Министерстве чрезвычайных ситуаций, Сергей Шойгу получил такую тарелку в подарок. Но в этот раз подарок не предупреждал о скором забвении: вместо портрета Гагарина на тарелке была крупно нарисована сама голова Шойгу.